МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Глобализация коммерческой деятельности и стремительное развитие международных финансовых рынков предопределили новый подход к финансовой отчетности. В центре такого подхода – сопоставимость отчетной информации, понятной инвесторам всего мира, независимо от их национальной принадлежности.

В настоящее время в международном деловом обороте превалируют две системы – МСФО (международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)) и ОПБУ США (общепринятые принципы бухгалтерского учета США (US GAAP)), пришедшие на смену большому количеству разрозненных национальных систем подготовки финансовой отчетности.

В отличие от МСФО, основанных на принципах, ОПБУ США построены на четко прописанных правилах, детально регулирующих порядок учета тех или иных хозяйственных ситуаций. В ряде случаев в ОПБУ США основной акцент делается на юридической форме сделки, а не на ее экономическом содержании. В МСФО, напротив, приоритет отдается экономическому смыслу операции и применению профессионального суждения.

Вопросы сближения двух систем нашли отражение в совместном принятии разработчиками МСФО и ОПБУ США в 2006 году Меморандума о взаимопонимании, в котором стороны формально оформили намерение о создании единых стандартов с целью их использования на международных рынках капитала. С тех пор работа над большинством проектов, как, н-р, приобретение бизнесов, признание выручки, учет финансовых инструментов, договоров аренды, ведется совместными усилиями участников Меморандума.

На сегодняшний день большая часть стран использует МСФО в том или ином виде в качестве основы подготовки финансовой отчетности.

Расширение мирохозяйственных связей и выход отечественных эмитентов на международные рынки капитала предопределили неизбежное появление МСФО и в нашей стране. В 1998 году Правительством РФ была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета, согласно которой национальная учетная система должна быть приведена в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов для обеспечения сопоставимости информации, формируемой российскими и зарубежными хозяйствующими субъектами.

В 2010 г. с принятием закона о консолидированной отчетности МСФО получили в России официальный статус. Первый пакет стандартов был введен в действие в конце 2011 г.

Перед признанием на государственном уровне каждый документ МСФО проходит определенную процедуру, которую курирует Министерство финансов РФ. На первом этапе министерство получает официально от разработчика документ МСФО в переводе на русский язык и передает его на экспертизу Фонду «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО). После прохождения экспертизы применимости на территории РФ документ МСФО возвращается в Министерство финансов РФ, которое по согласованию с Центральным банком РФ и на основе заключения экспертного органа принимает решение о введении документа МСФО в действие на территории РФ.

Официально документ вступает в силу с момента его первого опубликования в журнале «Бухгалтерский учет» или с момента его первого размещения на сайте Минфина РФ. При этом обязательное применение документа МСФО может быть отложено во времени, и до срока, указанного в этом документе, подготовка финансовой отчетности с учетом его требований осуществляется в добровольном порядке.

В целом стандарты МСФО, действующие на территории РФ, не имеют каких-либо существенных различий с оригинальной версией.

Для одних организаций составление финансовой отчетности в международном формате закреплено законом, другие применяют МСФО добровольно. Первая финансовая отчетность по МСФО была выпущена рядом публичных российских компаний, попавших в сферу обязательного применения МСФО, за период, заканчивающийся 31.12.2012 г.

Перечень российских организаций, для которых отчетность по МСФО является обязательной, утвержден Федеральным законом от 27.07.2010 №208-ФЗ О консолидированной отчетности. В соответствии с законом консолидированную отчетность готовят:

кредитные организации;
страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;
негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
клиринговые организации;
федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) по списку, утвержденному Правительством РФ;
открытые акционерные общества (ОАО), акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
компании, в отношении которых федеральными законами или учредительными документами предусмотрена обязанность по составлению и публикации консолидированной (или сводной) финансовой отчетности;
иные организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам путем включения их в котировальный список.

МСФО и сопутствующие им документы – продукт труда негосударственной организации – Фонда МСФО (IFRS Foundation). Собственно разработкой стандартов занимается Совет по МСФО (IASB), входящий в структуру Фонда.

В состав МСФО и сопутствующих им документов, выпускаемым Фондом, входят:

предисловие к международным стандартам финансовой отчетности
концептуальные основы финансовой отчетности
международные стандарты финансовой отчетности
интерпретации
иные документы, определенные Фондом в качестве неотъемлемой части международных стандартов и/или интерпретаций

Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом единой системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В Предисловии (Preface to IFRS) определяется порядок разработки и применения стандартов, а также устанавливаются цели и задачи Совета по МСФО. Предисловие служит руководством при рассмотрении приглашений к представлению комментариев, обсуждаемых документов, проектов документов для общественного обсуждения, а также стандартов, утвержденных и опубликованных Советом по МСФО.

Концептуальные основы (Conceptual Framework) представляют собой совокупность принципов, лежащих в основе всех стандартов и интерпретаций. Этот документ не является стандартом, однако играет значительную роль в процессе разработки международных стандартов и гармонизации подходов к составлению финансовой отчетности. Совет по МСФО руководствуется ими при разработке новых стандартов и совершенствовании существующих, составители отчетности – при применении МСФО и рассмотрении вопросов, не урегулированных конкретным стандартом, пользователи отчетности – при интерпретации отчетной информации, подготовленной в соответствии с МСФО.

В Концептуальных основах формулируется цель финансовой отчетности и указываются ее основные пользователи, устанавливаются качественные характеристики финансовой информации, приводятся определения, принципы признания и подходы к оценке элементов финансовой отчетности, рассматриваются концепции капитала и поддержания его величины.

Концептуальные основы не устанавливают нормы по конкретным вопросам оценки или раскрытия информации. Ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Если между Концептуальными основами и каким-либо МСФО существуют противоречия, то требования МСФО имеют приоритет над Концептуальными основами. В то же время, если правила учета какой-либо ситуации не урегулированы МСФО, следует обратиться к Концептуальным основам.

МСФО и интерпретации определяют принципы раскрытия отдельных хозяйственных операций в финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards) – это унифицированный набор положений, построенных на базовых принципах признания и оценки основных элементов финансовой отчетности с учетом отраслевой специфики и структуры компании, а также представления финансовой информации.

Каждый из стандартов имеет определенную структуру, включающую в большинстве случаев следующие элементы:

цель и сфера применения стандарта;
основные определения, используемые в стандарте;
отдельные положения, раскрывающие индивидуальные особенности стандарта, т.е. описание методологических проблем и путей их решения;
порядок раскрытия информации в финансовой отчетности;
дата вступления в силу.

Интерпретации (International Financial Reporting Interpretations) разъясняют и уточняют отдельные положения стандартов с учетом практики их применения и регулируют порядок применения соответствующих стандартов по вопросам, недостаточно раскрытым либо вообще не упомянутым в самом стандарте.

Аббревиатура, используемая для обозначения стандартов и интерпретаций, различается в зависимости от периода публикации каждого документа.

Выпущенные с 1973 по 2001 год стандарты носят название Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), поскольку их разработкой занимался предшественник Совета по МСФО – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC). Начиная с 2001 года, когда Комитет был преобразован в Совет по МСФО, вновь создаваемые стандарты выпускаются под названием Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS).

Интерпретации, опубликованные до 2001 г., в русскоязычном варианте сокращенно именуются ПКИ – по названию Постоянного комитета по интерпретациям (SIC). В 2001 г. в результате реорганизации Постоянный комитет по интерпретациям сменил название на КМСФО – Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC).

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS)

МСФО (IAS) 1 Представление финансовой отчетности

МСФО (IAS) 2 Запасы

МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств

МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки

МСФО (IAS) 10 События после отчетной даты

МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль

МСФО (IAS) 16 Основные средства

МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам

МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

МСФО (IAS) 21 Влияние изменений обменных курсов валют

МСФО (IAS) 23 Затраты по займам

МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным планам

МСФО (IAS) 27 Отдельная финансовая отчетность

МСФО (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия

МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике

МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление

МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию

МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность

МСФО (IAS) 36 Обесценение активов

МСФО (IAS) 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы

МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО (IAS) 40 Инвестиционная недвижимость

МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)

МСФО (IFRS) 1 Первое применение МСФО

МСФО (IFRS) 2 Платеж, основанный на акциях

МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнеса

МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования

МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность

МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации

МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты

МСФО (IFRS) 9 Финансовые инструменты

МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность

МСФО (IFRS) 11 Совместная деятельность

МСФО (IFRS) 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях

МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости

МСФО (IFRS) 14 Счета отложенных тарифных разниц

МСФО (IFRS) 15 Выручка по договорам с покупателями

МСФО (IFRS) 16 Аренда

Интерпретации Международного комитета по интерпретациям стандартов финансовой отчетности (IFRIC)

КРМФО (IFRIC) 1 Изменения в обязательствах по выводу из эксплуатации объекта основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах

КРМФО (IFRIC) 2 Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты

КРМФО (IFRIC) 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации

КРМФО (IFRIC) 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - рынке отходов электрического и электронного оборудования

КРМФО (IFRIC) 7 Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»

КРМФО (IFRIC) 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение

КРМФО (IFRIC) 12 Концессионные соглашения на предоставление услуг

КРМФО (IFRIC) 14 МСФО (IAS) 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь

КРМФО (IFRIC) 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию

КРМФО (IFRIC) 17 Распределение неденежных активов в пользу собственников

КРМФО (IFRIC) 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами

КРМФО (IFRIC) 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения

КРМФО (IFRIC) 21 Обязательные платежи

КРМФО (IFRIC) 22 Операции в иностранной валюте и предварительная оплата

КРМФО (IFRIC) 23 Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль

Интерпретации Постоянного комитета по интерпретациям (SIC)

ПКИ (SIC) 7 Введение евро

ПКИ (SIC) 10 Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью

ПКИ (SIC) 25 Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров

ПКИ (SIC) 29 Раскрытие информации – концессионные соглашения на предоставление услуг

ПКИ (SIC) 32 Нематериальные активы - затраты на Интернет-сайт

 

Представленные выше стандарты и интерпретации предназначены главным образом для крупных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках. Однако более 90% всех компаний в мире – это малые и средние предприятия, для которых составление финансовой отчетности по МСФО весьма трудоемко и сопряжено с высокими затратами. Поэтому Советом по МСФО в 2009 году был выпущен единый стандарт – Международный стандарт для предприятий малого и среднего бизнеса – МСФО для МСБ (IFRS for SMEs). Этот документ представляет собой автономное изложение отдельных требований традиционных МСФО. По сравнению с полной версией стандартов в МСФО для МСБ существенно упрощены методы признания и оценки элементов финансовой отчетности, отсутствует возможность выбора альтернатив учетной политики, значительно снижены требования по раскрытию информации.

МСФО для МСБ может использоваться непубличными компаниями, не обязанными предоставлять свою финансовую отчетность широкому кругу лиц и выпускающими ее для удовлетворения информационных потребностей владельцев бизнеса, не участвующих в управлении организацией, а также существующих и потенциальных кредиторов и иных внешних пользователей. Применение МСФО для МСБ предприятиями малого и среднего бизнеса способствует росту международного сотрудничества и расширению возможностей для привлечения иностранных инвестиций.

 

Архив


МСФО (IAS) 11 Договоры на строительство

МСФО (IAS) 17 Аренда

МСФО (IAS) 18 Выручка

КРМФО (IFRIC) 4 Определение наличия в соглашении признаков договора аренды

КРМФО (IFRIC) 9 Повторный анализ встроенных производных инструментов

КРМФО (IFRIC) 13 Программы лояльности клиентов

КРМФО (IFRIC) 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости

КРМФО (IFRIC) 18 Передача активов от клиентов

ПКИ (SIC) 15 Операционная аренда - стимулы

ПКИ (SIC) 27 Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды

ПКИ (SIC) 31 Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги


Консолидированная отчетность по МСФО по отраслям экономики

Сравнительный анализ МСФО и РСБУ

Глоссарий МСФО

Комплексный тест по МСФО

Квалификация ДипИФР