Вверх

Раздел V
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Как гласит ст.57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в государственный бюджет возложен на налоговую службу. Для осуществления контроля этой государственной структуре требуется разнообразная информация, прямо или косвенно влияющая на расчет налога к уплате. Налоговые органы хотят знать:

о стоимости имущества налогоплательщика
о совершенных сделках с объектами недвижимости
о величине полученных доходов и их источниках
о владельцах и технических характеристиках транспортных средств
о предоставленных правах на пользование недрами
об объеме ресурсов, изъятых из природных источников
о фактах аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц
о наличии банковских счетов у налогоплательщиков и об операциях по счетам
об использовании права на установленные льготы по налогам и сборам и так далее, так далее, так далее…

Часть информационных потребностей фискалов покрывают данные, получаемые ими в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии со ст.85 и ст.86 НК РФ. Указанными статьями установлен круг лиц, которые в силу характера своей деятельности располагают или могут располагать сведениями, необходимыми налоговой службе для исчисления и проверки налогов. К числу таких лиц относятся органы, регистрирующие сделки с недвижимым имуществом и ведущие кадастровый учет, органы, осуществляющие постановку и снятие с учета транспортных средств, нотариусы, адвокатские палаты, банки, органы, ведущие учет пользователей природных ресурсов, и др. Однако основным источником информации являются данные, получаемые налоговыми инспекциями от самих налогоплательщиков, которым в силу закона вменена обязанность по предоставлению сведений о величине исчисленных ими налогов. Налогоплательщик самостоятельно определяет объект налогообложения, рассчитывает налоговую базу с учетом разрешенных льгот, исчисляет налоги к уплате по установленным ставкам и сообщает об этом налоговым органам с помощью налоговой отчетности.

Налоговая отчетность – это ряд формализованных документов, регулярно предоставляемых в налоговые органы и несущих информацию о состоянии налоговых обязательств налогоплательщика перед государством за определенный период.

Налоговая отчетность включает:

налоговые декларации
авансовые расчеты
расчеты сборов
расчеты налоговых агентов
пояснения, справки и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика или налогового агента

Налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление которого в установленный срок способно существенным образом затруднить исполнение налоговым органом его контрольных функций. Под угрозой оказывается своевременное обнаружение фактов ненадлежащего исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, что влечет за собой возможные потери бюджета из-за непоступивших налоговых платежей. В связи с этим ст.119 НК РФ устанавливает меру ответственности за непредставленную вовремя декларацию в виде штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Ответственность за непредставление налоговой декларации не наступает, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Исходя из принципа презумпции добросовестности налогоплательщика, продекларированная им сумма налога считается достоверной, пока не будет доказано обратное (н-р, при камеральной или выездной проверке).

Налоговые декларации представляются по окончании налогового периода. Налогоплательщик не несет обязанность по подаче налоговой декларации, если обязанность по исчислению налога лежит на налоговом органе или налоговом агенте. Не предоставляются декларации по земельному налогу и транспортному налогу. Не требует декларирования налог на имущество физических лиц. У физических лиц нет обязанности по представлению декларации по НДФЛ, если в налоговом периоде они имели только трудовые доходы – за них налог считают, уплачивают и сообщают об этом налоговым органам их работодатели, признаваемые налоговыми агентами. Однако граждане вправе подать декларацию по НДФЛ добровольно, с целью возврата государством части средств, потраченных на лечение, обучение, покупку квартиры и т.д., в пределах уплаченного налога. Отсутствует обязанность по подаче деклараций у плательщиков патента, поскольку сумма патента зафиксирована в твердой сумме.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам какого-либо налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации и в некоторых случаях налогоплательщик обязан сдать отчет с нулевыми показателями. Если у налогоплательщика в течение налогового периода отсутствовал объект налогообложения и не было движения денежных средств, то такой налогоплательщик вправе сдать единую упрощенную декларацию сразу по всем налогам.

Налоговая декларация может быть скорректирована, если налогоплательщик впоследствии обнаружил допущенные в ней ошибки и неточности. Исправленная декларация, вновь поданная в налоговую инспекцию, признается уточненной декларацией. Уточненная декларация может быть подана неограниченное число раз.

Представление уточненной декларации обязательно, если обнаруженные налогоплательщиком погрешности привели к занижению подлежащей к уплате суммы налога. В противном случае решение подать уточненную декларацию остается на усмотрение самого налогоплательщика. Уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Схожими по своему значению с налоговой декларацией документами являются расчет авансового платежа и расчет сбора. Если посредством налоговой декларации налогоплательщик уведомляет налоговые органы об исчисленной сумме налога и представляет сведения, необходимые для его исчисления, то расчет авансового платежа содержит данные, служащие основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет сбора, в свою очередь, является заявлением плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Авансовые расчеты могут быть предусмотрены только по тем налогам, в отношении которых установлены отчетные периоды. Отчетный период устанавливается не только для целей представления авансовых расчетов, но и в целях уплаты авансовых платежей. На сегодняшний день обязанность представления авансового расчета существует только в отношении налога на прибыль. При этом по налогу на прибыль налогоплательщик подает так называемую упрощенную налоговую декларацию, являющуюся по сути авансовым расчетом.

Еще одну группу расчетов образуют расчеты налоговых агентов, н-р, о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанного налога на прибыль организаций, о доходах физических лиц и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ. Эти документы содержат информацию о налогах, исчисленных налоговыми агентами за налогоплательщиков.

Налоговая отчетность составляется по строго установленным формам. При подаче декларации на бланке, не соответствующем установленному формату, налогоплательщику может быть отказано в ее приеме. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций и расчетов, а также прилагаемых к ним документов утверждаются Федеральной налоговой службой.

Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом в отношении НДС для всех налогоплательщиков существует только один канал сдачи – электронный. Что касается остальных налогов, то в обязательном порядке в электронном виде сдают отчетность только отдельные категории налогоплательщиков, к числу которых относятся:

налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших.

Помимо налоговой отчетности, налоговые органы требуют от налогоплательщиков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением лиц, освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета. С помощью специальных контрольных соотношений налоговые органы проверяют логическую и арифметическую взаимосвязь различных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности на наличие ошибок и противоречий. Н-р, декларация по налогу на прибыль сверяется с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, эти же бухгалтерские отчеты используются при проверке декларации по НДС. Понимание взаимосвязи между двумя видами отчетности позволяет налогоплательщикам самостоятельно выявить и исправить возможные ошибки еще на этапе подготовки отчетов и в будущем, как следствие, уменьшить претензии со стороны контролирующих органов.

Часть первая НК РФ в редакции №149 от 21.11.2022

Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Ст.80 Налоговая декларация, расчеты

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

4.2. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 4.1 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Ст.81 Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

При представлении налогоплательщиком, в отношении которого не проводится налоговый мониторинг, уточненной налоговой декларации в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой Российской Федерации по результатам камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения, установленного статьей 88 настоящего Кодекса.

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления уточненной налоговой декларации имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).

Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.

Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Справочная информация

Вид налога Налоговый период Срок представления декларации Отчетный период Срок представления авансового расчета Статья НК РФ
Налог на добавленную стоимость Квартал Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - - 174
Акцизы Месяц Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - - 204
Налог на доходы физических лиц Год Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - - 229
Налог на прибыль организаций Год Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом Первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года

или

Mесяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года - для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа 289
Водный налог Квартал Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - - 333.15
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Год Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом 333.56
Налог на добычу полезных ископаемых Месяц Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - - 345
Единый сельскохозяйственный налог Год Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом Полугодие - 346.10
Упрощенный налог Год Организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

ИП - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Первый квартал, полугодие, девять месяцев - 346.23
Налог на игорный бизнес Месяц Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - - 370
Налог на имущество организаций Год Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом Первый квартал, полугодие, девять месяцев - 386
ПерейтиНалоги