МСФО (IAS) 20 п.2
Настоящий стандарт не применяется в отношении:
(a) особенных вопросов, возникающих при отражении государственных субсидий в финансовой отчетности, отражающей влияние изменения цен, или в составе дополнительной информации аналогичного характера;
(b) государственной помощи, предоставленной организации в форме льгот при определении налогооблагаемой прибыли или налоговых убытков, определяемых или ограничиваемых исходя из величины обязательства по налогу на прибыль. Примерами таких льгот являются налоговые каникулы, инвестиционные налоговые вычеты, налоговые вычеты по ускоренной амортизации и снижение ставок налога на прибыль;
(c) участия государства в капитале организации;
(d) государственных субсидий, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство".
МСФО (IAS) 12 п.4
В настоящем стандарте не рассматриваются методы учета государственных субсидий (см. МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи") или инвестиционных налоговых вычетов. Однако в настоящем стандарте устанавливается порядок учета временных разниц, которые могут возникнуть в связи с такими субсидиями или инвестиционными налоговыми вычетами.
МСФО (IAS) 20 п.9
Способ получения субсидии не влияет на выбор метода учета, который должен применяться по отношению к субсидии. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.
Не вся государственная помощь является предметом рассмотрения МСФО (IAS) 20.
Так, под действие стандарта не попадают экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов, осуществляемым в некоторых отраслях, н-р, в электроэнергетике или в сфере ЖКХ.
Стандарт не применяется при учете государственной помощи, предоставляемой государством плательщикам налога на прибыль. Влияние последствий применения налоговых льгот по налогу на прибыль учитывается по правилам МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль.
Участие государства в капитале компании имеет свои преимущества, однако не рассматривается стандартом как предоставление государственной субсидии.
Только некоторые субсидии, полученные сельскохозяйственными производителями, не регулируются МСФО (IAS) 20.
Государственная помощь может предоставляться не только путем фактической передачи ресурсов, но и в форме уменьшения обязательств перед государством. В соответствии с законом компания может снизить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к уплате за счет средств, направленных на финансирование предупредительных мер, н-р, на проведение специальной оценки условий труда и приобретение специальной защитной одежды. Уменьшение обязательств перед государством в лице Фонда социального страхования является государственной субсидией, учет которой находится в сфере применения настоящего стандарта.
Учет государственной субсидии не зависит от того, в какой форме она предоставлена – в денежной форме или в виде немонетарных активов, в виде прощения долга или отказа государства от причитающихся ему доходов. В любом случае она учитывается одинаково.