НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Как гласит ст.57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в государственный бюджет возложен на налоговую службу. Для осуществления контроля этой государственной структуре требуется разнообразная информация, прямо или косвенно влияющая на расчет налога к уплате. Налоговые органы хотят знать:
о стоимости имущества налогоплательщика
о совершенных сделках с объектами недвижимости
о величине полученных доходов и их источниках
о владельцах и технических характеристиках транспортных средств
о предоставленных правах на пользование недрами
об объеме ресурсов, изъятых из природных источников
о фактах аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц
о наличии банковских счетов у налогоплательщиков и об операциях по счетам
об использовании права на установленные льготы по налогам и сборам и так далее, так далее, так далее…
Часть информационных потребностей фискалов покрывают данные, получаемые ими в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии со ст.85 и ст.86 НК РФ. Указанными статьями установлен круг лиц, которые в силу характера своей деятельности располагают или могут располагать сведениями, необходимыми налоговой службе для исчисления и проверки налогов. К числу таких лиц относятся органы, регистрирующие сделки с недвижимым имуществом и ведущие кадастровый учет, органы, осуществляющие постановку и снятие с учета транспортных средств, нотариусы, адвокатские палаты, банки, органы, ведущие учет пользователей природных ресурсов, и др. Однако основным источником информации являются данные, получаемые налоговыми инспекциями от самих налогоплательщиков, которым в силу закона вменена обязанность по предоставлению сведений о величине исчисленных ими налогов. Налогоплательщик самостоятельно определяет объект налогообложения, рассчитывает налоговую базу с учетом разрешенных льгот, исчисляет налоги к уплате по установленным ставкам и сообщает об этом налоговым органам с помощью налоговой отчетности.
Налоговая отчетность – это ряд формализованных документов, регулярно предоставляемых в налоговые органы и несущих информацию о состоянии налоговых обязательств налогоплательщика перед государством за определенный период.
Налоговая отчетность включает:
налоговые декларации
авансовые расчеты
расчеты сборов
расчеты налоговых агентов
пояснения, справки и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика или налогового агента
Налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление которого в установленный срок способно существенным образом затруднить исполнение налоговым органом его контрольных функций. Под угрозой оказывается своевременное обнаружение фактов ненадлежащего исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, что влечет за собой возможные потери бюджета из-за непоступивших налоговых платежей. В связи с этим ст.119 НК РФ устанавливает меру ответственности за непредставленную вовремя декларацию в виде штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Ответственность за непредставление налоговой декларации не наступает, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Исходя из принципа презумпции добросовестности налогоплательщика, продекларированная им сумма налога считается достоверной, пока не будет доказано обратное (н-р, при камеральной или выездной проверке).
Налоговые декларации представляются по окончании налогового периода. Налогоплательщик не несет обязанность по подаче налоговой декларации, если обязанность по исчислению налога лежит на налоговом органе или налоговом агенте. Не предоставляются декларации по земельному налогу и транспортному налогу. Не требует декларирования налог на имущество физических лиц. У физических лиц нет обязанности по представлению декларации по НДФЛ, если в налоговом периоде они имели только трудовые доходы – за них налог считают, уплачивают и сообщают об этом налоговым органам их работодатели, признаваемые налоговыми агентами. Однако граждане вправе подать декларацию по НДФЛ добровольно, с целью возврата государством части средств, потраченных на лечение, обучение, покупку квартиры и т.д., в пределах уплаченного налога. Отсутствует обязанность по подаче деклараций у плательщиков патента, поскольку сумма патента зафиксирована в твердой сумме.
Отсутствие у налогоплательщика по итогам какого-либо налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации и в некоторых случаях налогоплательщик обязан сдать отчет с нулевыми показателями. Если у налогоплательщика в течение налогового периода отсутствовал объект налогообложения и не было движения денежных средств, то такой налогоплательщик вправе сдать единую упрощенную декларацию сразу по всем налогам.
Налоговая декларация может быть скорректирована, если налогоплательщик впоследствии обнаружил допущенные в ней ошибки и неточности. Исправленная декларация, вновь поданная в налоговую инспекцию, признается уточненной декларацией. Уточненная декларация может быть подана неограниченное число раз.
Представление уточненной декларации обязательно, если обнаруженные налогоплательщиком погрешности привели к занижению подлежащей к уплате суммы налога. В противном случае решение подать уточненную декларацию остается на усмотрение самого налогоплательщика. Уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Схожими по своему значению с налоговой декларацией документами являются расчет авансового платежа и расчет сбора. Если посредством налоговой декларации налогоплательщик уведомляет налоговые органы об исчисленной сумме налога и представляет сведения, необходимые для его исчисления, то расчет авансового платежа содержит данные, служащие основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет сбора, в свою очередь, является заявлением плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.
Авансовые расчеты могут быть предусмотрены только по тем налогам, в отношении которых установлены отчетные периоды. Отчетный период устанавливается не только для целей представления авансовых расчетов, но и в целях уплаты авансовых платежей. На сегодняшний день обязанность представления авансового расчета существует только в отношении налога на прибыль. При этом по налогу на прибыль налогоплательщик подает так называемую упрощенную налоговую декларацию, являющуюся по сути авансовым расчетом.
Еще одну группу расчетов образуют расчеты налоговых агентов, н-р, о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанного налога на прибыль организаций, о доходах физических лиц и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ. Эти документы содержат информацию о налогах, исчисленных налоговыми агентами за налогоплательщиков.
Налоговая отчетность составляется по строго установленным формам. При подаче декларации на бланке, не соответствующем установленному формату, налогоплательщику может быть отказано в ее приеме. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций и расчетов, а также прилагаемых к ним документов утверждаются Федеральной налоговой службой.
Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом в отношении НДС для всех налогоплательщиков существует только один канал сдачи – электронный. Что касается остальных налогов, то в обязательном порядке в электронном виде сдают отчетность только отдельные категории налогоплательщиков, к числу которых относятся:
налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших.
Помимо налоговой отчетности, налоговые органы требуют от налогоплательщиков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением лиц, освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета. С помощью специальных контрольных соотношений налоговые органы проверяют логическую и арифметическую взаимосвязь различных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности на наличие ошибок и противоречий. Н-р, декларация по налогу на прибыль сверяется с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, эти же бухгалтерские отчеты используются при проверке декларации по НДС. Понимание взаимосвязи между двумя видами отчетности позволяет налогоплательщикам самостоятельно выявить и исправить возможные ошибки еще на этапе подготовки отчетов и в будущем, как следствие, уменьшить претензии со стороны контролирующих органов.
Справочная информация
Вид налога | Налоговый период | Срок представления декларации | Отчетный период | Срок представления авансового расчета | Статья НК РФ |
---|---|---|---|---|---|
Налог на добавленную стоимость | Квартал | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 174 |
Акцизы | Месяц | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 204 |
Налог на доходы физических лиц | Год | Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 229 |
Налог на прибыль организаций | Год | Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | Первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года
или Mесяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года - для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли |
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа | 289 |
Водный налог | Квартал | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 333.15 |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья | Год | Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. | Первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом | 333.56 |
Налог на добычу полезных ископаемых | Месяц | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 345 |
Единый сельскохозяйственный налог | Год | Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | Полугодие | - | 346.10 |
Упрощенный налог | Год | Организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
ИП - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
Первый квартал, полугодие, девять месяцев | - | 346.23 |
Налог на игорный бизнес | Месяц | Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | - | - | 370 |
Налог на имущество организаций | Год | Не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | Первый квартал, полугодие, девять месяцев | - | 386 |